МОЛИТВА ЧЕСТНОМУ КРЕСТУ . Да
воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его
ненавидящи Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица
огня, тако погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным
знаменем, и в веселии глаголящих: радуйся, Пречестный и Животворящий
Кресте Господень, прогоняй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего
Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшаго силу диаволю, и даровавшего
нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О,
пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою
Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки веков. Аминь. . В
греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого
праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе,
издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо
Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней.
Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на
святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости
Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя
литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и
есть предъисхождение Честного Креста". . В
Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения
Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и
апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по
повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое
объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного
Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по
всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в
хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся
Русь августа 1". . По
принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа
совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается
освящение меда (т. н. первый медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый
Спас").
Вот и всё - Медовый Спас. Плачет сад слезами ягод - В утешение их припас август нам От летних тягот. Скоро, скоро упадёт с ветки Яблоко большое, И повалит весь народ Бога славить всей душею. За посильные труды, Что с молитвой не расстались, За цветущие сады, Что плодами увенчались. - Не оставь нас, Боже наш Ни в морозы, ни в метели Чтоб не только закрома, Но и души не пустели! С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, отмечаемое в
этот же день, установлено по случаю знамений от икон Спасителя,
Пресвятой Богородицы и святого креста во время сражений святого
благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами. В 1164
году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских булгар,
теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на
помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая
была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование
Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую
икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь,
приобщившись Святых Тайн, обратился с горячей молитвой к Богородице:
«Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе
утверждение и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени
полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага. Булгары
были разбиты и обращены в бегство. .
По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была
одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности
обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в
войсках икон Спасителя, Божией Матери и святого Креста. Эти лучи
покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были
всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного
согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению
представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник
Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Празднование в честь Всемилостивого Спаса гораздо глубже, чем
воспоминание о военных победах. Это прежде всего праздник веры в
безграничное милосердие Божие, в то, что Бог по Своей благости
необычайно близок к человеку и готов защитить его от всяких бед и
напастей. Эта мысль оказалась весьма близка верующим сердцам
русских людей. Отсюда и убеждение, что нравственная, духовная сила
превосходит силу грубую физическую. С самого начала христианства на Руси
русские люди знали силу горячих молитв, искреннего покаяния и подвигов
благочестия, и заповедь о милосердии старались сделать законом жизни.
Совершая празднество в честь креста Господня, Святая Церковь возносит
Свои усердные молитвы к Самому Господу о том, чтобы Он силою Креста
Своего и нас ограждал от всех врагов видимых и невидимых на всех путях
нашей жизни. . Плейкаст