Рядом
с алтарем Обрезания Господня находится икона Вифлеемской Божией матери.
Говорят, что это единственная икона на которой Матерь Божья изображена
явно улыбающейся, так как это связанно с Рождеством. Считается, что на
этой иконе Мария больше всего похожа на себя, какая она была на самом
деле в те времена
Утверждается, что икона русского письма. Почитается как чудотворная. На
иконе можно увидеть множество золотых украшений – это жертва тех, кому
эта икона помогла. Икону привезли из России – это дар жены императора
Александра Второго, Марии Александровны (это в её память была построена
церковь Марии Магдалины в Гефсимании). Для облачения Богородицы
императрица пожертвовала даже собственное платье. Нигде больше об этом
не читала… К помощи иконы прибегают не только христиане, но и мусульмане
Главная
Святыня Церкви Рождества - святой Вертеп, Пещера (Грот) Рождества
находится под главным алтарем. Туда ведут две лестницы, устроенные по
бокам. Это святая пещера - вертеп - сохраняет и до сих пор свою
первоначальную форму и вид. Длина этой пещеры 12 м, ширина 4 м и высота 3
м. В разные эпохи только пол меняли и входы постепенно загораживались
или открывались и расширялись. Современный вид Пещеры Рождества сложился
в основном в XII в., когда бронзовые двери V–VI вв. были окружены
мраморными порталами, фланкированы парными колонками. На коллаже на
общей фотографии спуска в Пещеру Рождества можно рассмотреть мраморный
портал над входом и стрельчатые капителии калоннок входа в Пещеру, а
также метки крестоносцев в виде крестов, выцарапанные на мраморе колонн
Место
рождения Иисуса отмечено престолом, под которым находится серебряная
звезда с четырнадцатью лучами, символизирующими четырнадцать станций Виа
Долороза. Звезда здесь впервые была установлена францисканцами в 1717
году, до нее, как говорят, была мраморная розетка. Одной из
существенных причин Крымской войны (1853-1856) были споры о владении
ключами для входа в базилику Рождества и в пещеру под ней (тогда
называлась вертепом), а также пропажа в 1847 г. серебряной зведы из
пещеры. Настоящая звезда была подарена турецким султаном в 1852 году,
взамен прежней, таинственное исчезновение которой послужило одной из
причин Крымской войны. На звезде латинская надпись: "HIC DE VIRGINE
MARIA JESUS CHRISTUS NATUS EST” (Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа).
Над звездой висят 15 лампад, из них: 6 – греческих, 5 – армянских и 4 –
католические. По армянской легенде, Сим захоронил тело Евы в
Вифлеемском гроте, где веками позже был рожден Иисус над могилой Своей
праматери. Хотя не все богословы принимают это армянское предание, но
мистическая связь между Марией и Евой усматривается многими. Так же как
апостол Павел видит связь между грехопадением первого Адама и
искуплением Второго Адама – Христа, блаженный Иероним усматривает в
Марии ту Еву, которая родила Нового Адама, давшего верующим в Него
воскрешение и вечное блаженство, написав: "Но после того как Дева зачла в
чреве своем и родила нам дитя, власть Которого на плечах Его (Ис. 9:6),
Бога крепкого, Отца века грядущего, проклятие было снято. Смерть –
через Еву, жизнь – через Марию” (взято из книги С. Баландина «Пятое
Евангелие») Над этой нишей устроен престол, на котором поочередно совершают богослужения православные и армяне
Это место, где отдыхала беременная Дева Мария, по пути в Вифлеем (Бейт Лехем Согласно
Евангелию от Луки, родители Иисуса жили в Назарете и только неожиданные
обстоятельства заставили их прибыть в Бейт-Лехем. Итак, Мария, несмотря
на приближение родов, на зимнее время и трудности пути, последовала за
Иосифом в это многодневное путешествие. Конечно же, что во время этого
пути они не раз останавливались. Об одной из таких остановок уже в конце
перехода сообщается в Протоевангелии Иакова. В Протоевангелии
рассказывается о том, что Мария проделала путь на осле и, не доезжая
около трех миль до Бейт Лехема, захотела спуститься и отдохнуть.
Камень
Отдохновения, на котором по Преданию, отдыхала беременная Мария
Богородица, находится в центре фотографии за обломком колонны
Ясельная
площадь находится в самом центре Вифлеема (Бейт Лехем – Дом Хлеба на
иврите, Бет Лахм – Дом Мяса на арабском и Эфрата в ветхозаветные
времена). Место рождения Иисуса Христа определено четким и
однозначным утверждением ветхозаветного пророчества: "И ты, Вифлеем -
Ефрафа (Ефрата)... из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть
Владыкою в Израиле" (Михей 5:2). Фасад церкви давно утратил свой
первоначальный архитектурный облик, неоднократно перестраивался и в
настоящее время изуродован огромными контрфорсами, пристроенными в XVIII
веке для укрепления ветхих стен, все же можно различить в каменной
кладке контуры прежних ворот. До III столетия н.э. Бейт-Лехем был
маленьким селением, но уже в первые столетия развития христианства место
рождения Христово связывалось только с этой пещерой, над которой в 327
году царицей Еленой по указанию императора Константина была возведена
Церковь Рождества. В 529 году восставшие самаритяне почти полностью
разрушили церковь, и император Юстиниан восстановил церковь. Большая
часть современного строения сохранилась с эпохи Юстиниана, хоть
крестоносцы в последствии и немного перестроили здание самой церкви. На
фасаде юстиниановой базилики было три входа. Сегодня оставлен только
один – центральный, остальные заложены. О входе в Церковь Рождества на
следующей фотографии
На восточной стороне площади расположен армянский монастырь, на углу
которого видим армянскую конусовидную колокольню с крестом. За армянским
монастырем находится греческий монастырь, непосредственно примыкающий к
церкви Рождества с южной стороны, у него самая высокая колокольня из
трех монастырей, окружающих саму Церковь Рождества (армянского,
греко-православного и католического).
Церковь Рождества одна из сохранившихся византийских построек на Святой земле. Сбоку виден огромный контрфорс из пристроенных в XVIII веке для укрепления ветхих стен.
Это остатки деревянных дверей, в 1227 году выполненных и подаренных церкви армянскими резчиками. Над
входом скромная икона св.вмч. Георгия Победоносца, ведь считается, что
он воспитывался в Вифлееме и являющегося святым покровителем этого
города, наряду с Москвой и Великобританией.
Богослужения в Базилике Рождества практически не прерывались с ранневизантийской эпохи. Сама
базилика (церковь) имеет форму креста, три верхние оконечности которого
закруглены и составляют собственно соборный храм. Нижняя часть креста –
это как бы обширная паперть, состоящая из длинной галереи, по обеим
сторонам которой идут два ряда колонн коринфского ордера. Мы как бы
находимся у основания этого креста при входе в зал самой церкви. Главный
алтарь, освященный в честь Рождества Христова, принадлежит православным
и отделяется изящным арочным деревяным иконостасом. Он поставлен над
самой пещерой, над серебрянной звездой на месте Рождества в пещере (вход
в саму пещеру сбоку). Колонны, на которых некогда покоились арки,
выполнены из камня розоватого цвета, добытого в окрестностях
Бейт-Лехема, очень похожего на мрамор
Cправа
от входа в церковь под галереей, находится очень древний восьмигранный
баптистерий (крестильня), где крестили детей в воде, которую, как
говорят, привозили с Иордана. Возможно, что эта реликвия относится ко
времени Юстиниана. Баптистерий сделан из того же камня, что и колонны,
то есть из камня розоватого цвета, добытого в окрестностях Бейт Лехема
(Вифлеема), очень похожего на мрамор. Как и все баптистерии того
периода, он выстроен в форме восьмигранника, символизирующего восьмой
день в который воскрес Иисус (суббота – седьмой день недели, воскресенье
для евреев – первый день недели, но для христиан он стал как бы восьмым
днем недели, продолжением шаббата), поэтому число 8 символизирует
вечную жизнь).
Вот какое Предание обычно рассказывают перед этой колонной в церкви Рождества Христова: «В
VII веке персы, захватившие Церковь Рождества Христова, попытались
разместить там конюшню. Господь не допустил этого. Из одной колонны
появился огромный рой пчел, который заставил своими укусами покинуть
персов Храм и увести своих лошадей. В память об этом чуде на колонне
остались четыре крестообразные вмятинки, откуда вылетали пчелы.» Туристы
и православные паломники, бывающие в Вифлееме, молятся возле этой
колонны и даже просовывают пальцы в эти вмятинки. Сама колонна
выполнена как и все колонны и баптистерий (крестильня) в этой Церкви из
камня розоватого цвета, добытого в окрестностях Бейт Лехема (Вифлеема),
очень похожего на мрамор
Церковь
разделена на пять нефов 44 колоннами из местного розового цвета
вифлеемского камня, очень похожего на мрамор (из этого же камня был
сделан баптистерий-крестильня, о котором я рассказывала на предыдущих
фотографиях). На столбах кое-где сохранились изображения святых, часть
из них известна всему христианскому миру, часть почиталась в отдельных
странах эпохи крестоносцев. Большинство изображений, по-видимому,
сделаны одним художником в эпоху крестоносцев после 1150 года, но часть
из них принадлежит более позднему времени. Иногда их называют фресками,
но это не совсем верное название. Изображения выполнены масляными
красками непосредственно на камне и были так отполированы, что можно
было смотреться в них как в зеркало. Эта уникальная техника
монументальной живописи не встречается ни в одном другом месте Святой
земли, кроме Церкви Рождества. К сожалению, многие изображения святых
почти стерлись и с трудом поддаются идентификации.
Сбоку
от алтаря Кафоликона (католикона) - центрального православного храма
греческой Иерусалимской Патриархии в Церкви Рождества в Вифлееме, перед
спуском в пещеру наверху колонны находится несколько изображений (об
этих фресках-изображениях см. ранее http://fotki.yandex.ru/users/natiek/view/144515/),
одно из них - лик Иисуса Христа. В ноябре 1996 в Вифлееме в церкви
Рождества Христова начал плакать образ Спасителя. Чудо официально
засвидетельствовано священниками греческой церкви. Об этом было широко
объявлено в израильских средствах массовой информации: «Тысячи христиан
прибыли в течение последней недели в церковь Рождества, в центре Бейт
Лехема чтобы наблюдать за иконой с образом Иисуса, написанной в
древности на одной из колонн внутри церкви. Люди церкви клялись, что
своими глазами видели, как Иисус открывал и закрывал глаза более, чем
один раз. «Видел чудо своими глазами, – рассказал греческий священник
Афанасий, представитель греческого патриарха в Вифлееме, – много людей
видели слезы Иисуса. Мы официально объявили о чуде. Мы верим, что Иисус
плачет из-за недоброго положения в нашем мире"
В
северной апсиде (слева от Рождественской пещеры) имеются два алтаря,
принадлежащие армянам. Один из них посвящен волхвам, которые, согласно
традиции, именно здесь сошли с коней по пути в пещеру. Согласно рассказу
евангелиста Матфея о рождении Иисуса, в правление царя Ирода Великого в
Иерусалим пришли некие волхвы , чтобы поклониться Младенцу, ибо они
«видели звезду Его на востоке» (Матф. 2, 1-2). Событие поклонения
языческих магов Божественному Младенцу становится предметом размышлений
многих толкователей со времен раннего христианства и до наших дней. Об
этом подробнее предлагаю посмотреть на странице православного сайта
Седмица http://www.sedmitza.ru/text/538084.html
Алтарь в южной апсиде (справа от Рождественской пещеры) принадлежит православным грекам и посвящен Обрезанию Иисуса Христа. Православие
торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что
Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после
Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, которым
повелел назвать новорожденного Архангел Гавриил еще при Благовещении
Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику
– Иисус, евр. Йешуа - «Господь - его спасение». Само наречение этого
имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына
Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1: 21). По
толкованию Отцов Церкви Господь, Творец закона, принял обрезание, являя
пример, как людям следует неукоснительно соблюдать Божественные
установления, и для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в
том, что Он был истинным Человеком.