Здравствуйте! В православных общинах меня называют Павел, другую информацию для публикации (свою фамилию) предоставлять все-таки не стану.В данном интервью я расскажу о своём опыте пребывания в довольно мирных постпротестантских общинах.Я мало представляю себе реальный опыт чего-то тоталитарного, поэтому прошу извинить, если вдруг почувствуете теплоту.Но Истина – она в Православии. Просто увидев несправедливость или заскоки руководства за оградой Православной Церкви, на ограду протестантского «дома молитвы» я не смотреть уже не буду — там хуже.
— Расскажите о себе.
— Мне 22 года.Закончил техникум по компьютерной специальности, продолжаю обучение заочно в ВУЗе.Холост.Увлекаюсь всем понемногу (от туризма до программирования), с детства читаю всё – от фантастики и фэнтэзи до исторической публицистики.Благодаря этому сформировалось моё собственное уникальное мировоззрение, которое так просто не прошибёшь.Вырос во вполне благополучной семье, но для сверстников в 90% случаев был белой вороной, поэтому предпочитал им общество книг и компьютера.
Лет в 16 начался интенсивный духовный поиск, который через несколько лет привёл меня в христианство – за год я прошёл путь из протестантизма в православие.А начиналось всё с изучения веры предков – ислама.Впрочем, дома с детства лежали детские Библии, которые я рассматривал, раскрашивал и даже читал.Позднее с интересом изучал и встречавшиеся мне библейские мотивы в различных книгах и фильмах.
— Как называется организация, в которой Вы состояли и как долго Вы там были?
— «Церковь Христиан Веры Евангельской», пятидесятники.Посещал несколько их общин.Но духовный поиск не прекращался, и я также посещал общину «адвентистов седьмого дня».Отдельно включаю текст и о ней.Пробыл там почти год.
— Что Вас привлекло в пятидесятничестве? — По неким причинам (самому пока не до конца понятным), меня не привлекло Православие, но в какой-то момент я очень заинтересовался протестантизмом.Я уже учился заочно в ВУЗе в другом городе и приехал на очередную летнюю сессию в июне.К тому времени я уже обнаружил «церковь методистов».Решил сходить на службу, но собрание методистов уже заканчивалось.И тут я увидел, что в зале быстро разворачивают музыкальное оборудование молодые парни.Я спросил, будет ли какой-то концерт? Мне объяснили, что это служба.На вопрос о конфессиональной принадлежности мне ответили, что они протестанты-пятидесятники.Впрочем, тогда я ещё почти ничего не знал о Пятидесятнице.Я остался на службу.Играла музыка, люди пели.Слова выводились на экран, можно было подпевать.И со второй песни я набрался смелости, и начал подпевать. Далее началось что-то не совсем понятное.Стоявшие возле меня люди вдруг начали трещать и издавать некие звуки.Бабушка сзади меня решила имитировать АК-47.Позднее я узнал, что это именуется «говорением на языках», узнал библейское обоснование и много другое.Но сам это дело так и не принял.Вот такой вот я был странный пятидесятник.
После собрания я познакомился с Юрой.Он служил в группе порядка и вёл свою домашнюю группу.В тот день он и местная молодёжная команда собирались погулять по городу, что мы и осуществили.Юра отвечал на мои вопросы, а при его содействии мне прислали информацию о двух общинах моего родного города.Через неделю закончилась сессия, и я вернулся домой.Начал посещать обе общины — они находились на одинаковом расстоянии от дома, а собрания были в разное время.У одной было своё здание, вторая собиралась в здании новоапостольской общины.Последняя была куда более харизматической.
Проходив так месяц, окончательно поняв, что Иисус Христос – Бог и Господь, 14 августа 2010 года я крестился.Почти год я посещал собрания по воскресениям (впоследствии я выбрал-таки одну общину) и библейские чтения по вторникам.Почему я там остался? По началу не видел альтернативы, а потом обзавёлся своими собственными экуменистическими выводами – что всё это ветви одного христианского дерева, и всё они идут к Богу.Конечно, нередко задумываясь о различиях, странностях и противоречиях.
У адвентистов понравилось отсутствие напускного веселья.Это был важный ключик, который я осознал потом – у пятидесятников напрочь отсутствует мысль об осознанном раскаянии всех грехов.Покаянная молитва звучит лишь однажды и то – в очень общем виде.Хотя, наверное, признать себя грешным перед Богом – уже шаг к цели.
— Какова история организации?
— Знаю, что явление пятидесятничества на Западе проявилось как течение среди баптистов и методистов, но никогда в это глубоко не вдавался.
— Расскажите об организации, кто её возглавляет, какой статус имеет руководство организации в глазах её членов?
— Паства – диакон – пастор – пресвитер (старший пастор) — епископ.Нехитрая и простая, почти библейская схема.Впрочем, выше пресвитера, я знаю только лидеров российских пятидесятников – Грабовского с Ряховским, и также не особо в это вдавался.Отношение с пасторами непосредственно в общине было нормальное.Общались по-человечески, вместе пили чай, здоровались за руку.Диакон и другие служители из паствы – и того проще.
— Расскажите об учении организации? На чём учение базируется?
— На Библии и особо на той части Деяний, где на апостолов сошёл Святой Дух в виде огня, и они заговорили на иных языках.Обоснование глупости пятидесятнических толкований, думаю, приводить излишне.
Учение адвентистов базируется на Библии.Но важную роль у них играют труды писательницы Е.Уайт, по сути своей – «адвентистское предание».В общем-то, не самое страшное.Основанная на них русская интерпретация, прошедшая холодную войну и прочие явления, гораздо удивительнее.Об этом говорят знакомые мне молодые думающие адвентисты.
Отличий от остальных очень много.Самое главное – безусловное соблюдение субботнего дня, как у иудеев.
— Какие виды духовных практик в ней существуют?
— Стандартные христианские – пение духовных гимнов, молитва, проповедь.Проповедь занимает 2/3 собрания, которое длится около двух часов.Существуют отдельные молитвенные собрания.
У адвентистов служба длится тоже около двух часов, в течение которых имеют место несколько вполне адекватных молитв своими словами.Ближе к середине – Субботняя школа на 40 минут.Собрание разбивается на группы во главе с лидерами, и разбираются части Писания, которые надо было прочесть за неделю.Я участвовал в обсуждениях в молодёжной группе.Существуют некие методические сборники на квартал, объединённые некоей темой.В общем-то, в них имеется авторское мнение по вопросу, но никто его не навязывает.Это не Свидетели Иеговы.Лично я читал только тот кусок, где перечислялись необходимые для обсуждения тексты, а далее закрывал и читал саму Библию, а на обсуждении приводил своё понимание.
— Кто в основном является членами организации, что людей привлекает в неё и удерживает в ней?
— Самые разные люди.Привлекает поиск Бога.Методов удержания не наблюдал.
— Каковы отношения в организации между её членами?
— Такие же, как везде.
— Как в организации относятся к мировым религиям и в частности к христианству?
— К христианству отношение непосредственно положительное, к остальному по- разному у разных людей.Отдельных проповедей на тему не слышал.Хотя конечно, к исламу и буддизму у христиан всегда будет особое отношение.
Среди некоторых адвентистов слышал радикальное мнение на тему других конфессий, в том числе Православия, но оно не поддерживается на официальном уровне и уж точно не поддерживается большинством.
— Приветствуется ли в организации критическое отношение к ней?
— За вопросы и сомнение по голове не бьют, общения не лишают (тактично вопросы задавать я умею плохо, только в лоб).Но это только там, где был я, за других не отвечаю.
— Почему Вы вышли из организации?
— Пригласили меня на работу веб-программистом в тот самый город, где я учусь.Стал ходить в ту общину, где уверовал.Росла гора вопросов, продолжался духовный поиск.Стал посещать собрания ХВЕ ради душеполезных зерён в проповедях, и чтобы попеть (очень люблю музыку и пение).В мае 2011 года уже перестал посещать собрания, но ходил на пятидесятнические альфа-курсы, где встретил православную девушку, крещённую в детстве, которая, походив к пятидесятникам какое-то время, вернулась в лоно Церкви (на курсы она иногда приходила за компанию с сокурсниками-протестантами).Она пригласила меня на православную молодёжку и Библейские чтения.По промыслу Божию, этот молодёжный отдел и приход находятся всего через парк от здания методистской церкви.Я пробегал мимо почти каждое воскресенье.
Прошло чуть менее месяца, и после общения с ребятами, священниками, и открытия для себя многих вещей, 14 июня я крестился в Православной Церкви.Так как родился 12 июля, я выбрал для себя в небесные покровители своего любимого новозаветного автора – апостола Павла.
Конечно, не всё гладко и тихо, бывают довольно неприятные эксцессы и искушения, но такова жизнь христианина.Преодолев искушение, христианин становится сильнее.
— Какие положительные и какие негативные явления в организации Вы могли бы назвать?
Активное изучение Писания, включая самостоятельную работу.Не поверите – чьё-либо толкование только по своему усмотрению, в первую очередь надо проанализировать текст самому.
Проповедь.Да, часто проповедь содержит ещё и определённое толкование тех или иных отрывков, но соглашаться или нет – тоже личное мнение каждого.По крайней мере, у меня все диспуты были частными случаями, а не борьбой с какой-то официальной идеологией.
Имеется система помощи нарко-алкозависимым, слабо развитая в РПЦ (впрочем, развивается система такой помощи на базе отдельных монастырей, но пока очень слабо – стоит задуматься).Об эффективности и методах разговор отдельный.Но лично ездил на экскурсию в два таких центра и общался с «выпускниками».Двое моих друзей оттуда, кстати, теперь посещают Православную Церковь (один точно без моего влияния).
Миссионерская и просветительская работа.В нашей как бы православной стране народ лежит где-то между оккультизмом и атеизмом, с примесью лёгкого язычества.Какие секты? Как писал отец диакон Андрей Кураев о сектоведении в годы его обучения в семинарии, если я встречаю протестанта или даже какого-нибудь Свидетеля Сторожевой Башни в этом болоте, я просто рад родственной душе, ищущей Истину
Часто неплохая катехизация уже уверовавших людей.Лучший из увиденных мной примеров – у адвентистов.Можно возмущаться, что, дескать, обучают сектантскому верованию, но что-то не везде заметна альтернатива в Православной Церкви.Православным христианам нужно не столько критиковать сектантов, сколько предлагать взамен них собственную здоровую альтернативу.Радуюсь наличию молодёжного отдела и Библейский чтений, миссионерских курсов на моём приходе, но не везде же так.
Объединения молодёжи.Патриарх сказал развивать молодёжки на приходах.Но в итоге часто даже видно обратное – молодёжь и сама пытается собираться, а их гонят и притесняют православные функционеры (не хочу этих людей называть священниками), поддержки не оказывают.Поверьте, если б такие молодёжки существовали хотя бы в количестве одной на город – молодёжи в сектах стало бы меньше в разы.В общем-то, любая деятельность по просвещению людей, не только молодых, сведёт на нет многие усилия протестантских миссионеров.К примеру, деятельность отца Даниила Сысоева привела в Православие более 500 человек.
— Уход от Истины
— Не почитаются Богородица и Святые
— Отвергаются или искажаются в сути христианские Таинства.Даже Крещение преподаётся не так как следует, не говоря уже о Евхаристии.
— Что можете посоветовать людям, у которых близкие попали в организацию?
— Протестантские общины представляют собой пёстрое лоскутное одеяло, даже в рамках одной конфессии (есть более менее сцементированные – типа адвентистов, но и там есть разлады, зависящие от местного пастора).Поэтому прочтя ужастики в Интернете, часто выдуманные падкими на сенсацию абсолютно мирскими журналистами, не спешите кидаться с этим к попавшему в организацию человеку.Разберитесь, что происходит на деле.
О десятине… Это не выманивание всех денег и ценностей из дома.Это 10 процентов от доходов данного человека.Не отталкивайте человека очередной безграмотной сказкой.
И ещё – Ваш близкий скорее всего и вправду ищет Истины.Если Вы не являете собой образец христианина, он Вас, наверное, и слушать не станет.Можете найти таких среди знакомых, можете найти хорошего батюшку.В секты чаще попадают действительно ищущие люди.
— Что бы Вы хотели сказать людям, которые до сих пор состоят в организации?
Почитайте Святых отцов Православной Церкви (баптисты их открыто цитируют и ведь не умерли) – это гораздо сильнее ваших современных авторов, преимущественно американских пасторов.Почитайте православный молитвослов – убедитесь в примитивности многих своих духовных практик.Нет, молиться своими словами можно и нужно, но авторы молитв в молитвослове достигли особых высот, их молитвы и рекомендации – не просто слова с бумажки, они помогают настроиться на нужный лад, познать себя, обнаружить свои мотивы и распознать неявное, невольные грехи и явные ошибки.Не отвергайте это сокровище.
Интервью взял сотрудник Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос» Питанов В.Ю.12.08.2011…