Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме, красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево
явися мысленный, в немже Божественный сад, от негоже ядше, живи будем,
не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ. Тропарь, глас 4
(Предпразднеству, навечерие)
Написовашеся
иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,
чревоносящи безсеменное Рождение. Наста же время рождества, и место ни
единоже бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице
показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ. Рождественский
сочельник. Канун (Навечерие) Рождества Христова преисполнен особенного
'трепетного ожидания пришествия в мир Спасителя. Этого ждут все: небо,
земля, тварь, наши сердца. И вот возгорается звезда, и за ней
устремляются ведомые ею мудрецы-волхвы. Раздается ангельское пение, и
ему внимают пастухи. А ныне в этот день звучат песнопения во время
часов, которые принято называть Царскими (на них в Византии обязательно
присутствовал царь-император). Наряду с ветхозаветными пророчествами о
Рождестве Христовом на них впервые звучат слова евангельского
повествования об этом великом событии — первый луч благой вести о
Рождестве Христовом. Издревле принято в этот день, встречая Христа, ради
нашей чистоты телесной и духовной соблюдать строжайший пост. До
появления первой звезды вообще не положено вкушать никакой пищи. И
только после появления звезды вкушается вареная пшеница (или другая
крупа) с медом — сочиво (отсюда название праздника — Рождественский
Сочельник). Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) отмечается 24 декабря/6 января.
В
этот день совершаются часы, называемые Царскими. Совершаются они при
открытых Царских Вратах, среди храма перед Евангелием, положенным на
аналое, в знак того, что ныне Спаситель не таится, как некогда в пещере,
но сияет всем народам. В полдень совершается Литургия Василия Великого,
предваряемая вечерней. Звучат тропари с пением припева: "Жизнодавче,
слава Тебе" Христиане
в этот день держат строгий пост до вечерней звезды, употребляя вечером в
пищу сочиво — размоченные водой хлебные зерна, поэтому и день этот
носит название сочельника.
Важнейшей
принадлежностью стола на Рождественский сочельник служили кутья и
взвар. Первая обыкновенно приготовлялась из зерновой вареной пшеницы,
ячменя, риса с сытою; взвар состоял из яблок, груш, слив, изюма, вишен и
других плодов, сваренных в воде. Самый стол, на котором располагалась
трапеза, устилался сеном или соломой. Кутья и взвар как главные
принадлежности на Рождественский сочельник имели символическое значение:
кутья есть неотъемлемая пища при похоронах и поминовении покойников, а
взвар обыкновенно варится при рождении дитяти. Легко отсюда заключить,
что наши предки в вечери Рождества Христова этими двумя блюдами
соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя. Вспомним, что и
смирна, которую волхвы принесли в дар новорожденному Христу, также
знаменовала смерть Христову. Сено или солома, которыми устилался стол и
прилавок, напоминали собою те ясли, в которых положен был Спаситель. Наши
предки старались Рождественский сочельник ознаменовать делами
христианской благотворительности. Так, царь Алексей Михайлович накануне
Рождества Христова рано утром ходил тайно в тюрьмы и богадельни,
раздавал там щедрую милостыню; он делал такие же подаяния на улицах
нищим и разного рода бедным. Видео