О,Всепетая Мати!!! ...смотреть и все не насмотреться в твои Прекрасные Глаза, где столько Грусти и Блаженства, где столько Света и Добра...
искать и все не наискаться Твоей Духовной Красоты... и только Ангелы слетятся на нежный взмах Твоей руки...
дышать и все не надышаться прозрачной свежестью молитв, что пред Иконою родятся созвездьем светлых слез моих...
...смотреть и все не насмотреться в твои Прекрасные Глаза, где столько Грусти и Блаженства, где столько Света и Добра... XVIII в., Москва. Происходит из Сергиевского придела церкви Успения на Апухтинке в Москве. Такое
именование иконы связано с тем, что на кайме мафория Богоматери
написана по церковно-славянски: «О всепетая Мати, рождшая всех святых
Святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всяких напасти избави
всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуйа». В русской
иконописной традиции эта иконография известна с XVII в. Ее появление не
было связано с прославлением какой-либо конкретной святыни. Образ в
характерной для XVII в. усложненной иконографической интерпретации
должен был явить символическое прочтение гимнографической темы. Богоматерь
О Всепетая Мати Наиболее раннее изображение Богоматери «О Всепетая
Мати» встречается в XVII в. Икона представляет собой поясное изображение
Богоматери в трех-четвертном повороте, ладонями легко поддерживающей
Младенца Христа на уровне его предплечий. Руки Христа, одна из которых
обозначена только кистью на уровне лика, подняты и лежат на груди
Богоматери. Часто Мария увенчана широким царским венцом. Ее облачения
обычно состоят из хитона красно-коричневого оттенка и вишневого
«облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. По кайме мафория
идут слова вышеуказанного песнопения, а на плечах и главе Марии вместо
традиционных звезд изображены три оглавных ангела, которые иногда
истолковываются православными богословами как древний символический
образ Троицы. В XIX в. празднование иконы совершалось 6 октября. Отличительными
особенностями иконы из собрания Третьяковской галереи являются
изображение Марии без венца и очень редко встречающееся левостороннее
положение Младенца. Одеяние Христа подчеркивает «страстное» восприятие
образа: Он облачен только в набедренный плат и гиматий, который на
данной иконе имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая,
поддерживает и сокрывает Христа.
|