Пред иконой чудною слагаю Словеса хвалебные сии. Радуйся, Царице Преблагая, Презри прегрешения мои.. О, Всепетая Мати! О, Всепетая Мати! На кого воззрю аз, недостойный, И к кому прибегну в скорбный час? Призываю Имя Пресвятое, Мати Света, не остави нас! О, Всепетая Мати! О. Всепетая Мати! Ад по мне злорадствует кромешный, Воды, волны надо мной шумят. Не остави мя, Надеждо грешних. Призову Тебя, услыши ми. О, Всепетая Мати! О, Всепетая Мати! Петие слезами растворяю, Пепел яко хлеб снедаю аз. Радуйся, Царице Преблагая, Только Ты ещс взыскуешь нас. О, Всепетая Мати! О, Всепетая Мати! Воронье одну беду пророчит, Ископаша чуждии нам ров. Только б Ты Гефсиманийской ночью От Руси не отняла Покров. О, Всепетая Мати! О, Всепетая Мати!О, Отроковице, Мати Света, Нету силы отступленье зреть. Что еще просить мне в жизни этой - Дай мне православным умереть. О, Всепетая Мати! О, Всепетая Мати!
Кондак 13
О
Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, от ангел
восхваляемая на небеси, от человек воспеваемая на земли! Призри на
смиренное наше моление пред пречистым Твоим образом и вся полезная даруй
рабом Твоим, да спасаемии Тобою, вопием Богу: Аллилуиа, Аллилуиа,
Аллилуиа.
Празднуется 19 октября (6 октября по старому стилю). Дает верующим исцеление.
Икона
"О Всепетая Мати" относится к иконографическому типу "Умиление". Взгляд
Пресвятой Богородицы выражает скорбь и моление за Сына и всех людей.
Место появления и автор иконы - не известны. Местонахождение первоисточника не известно, но списки с иконы распространены по всей Росси
Первые
образцы данной иконографии относятся к XVIII в. В иконе кон. XVIII в.
из Войновского м-ря поясная фасная Богоматерь обеими руками прижимает к
себе младенца. Его хитон покрыт кружочками, галочками, "запятыми" -
аграроно-магическими знаками семян и первых всходов. На мафории же,
покрытом изображениями облаков, на оплечье и плечах три больших красных
круга-солнца с изображением миловидной кудрявой головки. На левом круге
надпись: "Прежде рождества дева", на верхнем - "И по рождестве дева", на
правом - "И паки дева". Для отраженного здесь догмата о непорочном
зачатии здесь найдено сопоставление с постоянством и неизменностью
солнца-девы в виде кудрявой головки в красном круге - так изображали
солнце в древнерусских рукописях. Само же изображение этого "знака
троякого девства Марии" в виде трех солнц, образующих треугольник - суть
схема дневного движения солнца, являющегося фрагментом геоцентрической
схемы макрокосма, распространенной в искусстве древней Руси, как
оберега, а также магически связанной с плодородием. По кайме мафория
надпись: "О всепетая Мати, рождшая всехъ святых святейшее слово,
нынешное приемши отъ всякие напасти избави и все грядущие изми муки
вопиющия ти алилуия". Надпись эта из акафиста Богоматери /кондак 13/
является всеобъемлющей сутью молений... Облачный орнамент на мафории -
символ дождевых облаков вместе со знаками семян и первых всходов на
хитоне выражают идею о контакте небесной влаги и посева. Наглядность ее
является как бы гарантом достижимости молитв о урожае и более
всеобъемлющих молений, выраженных в тексте надписи, что ложилось на
общехристианское представление о мафории-покрове как символа опеки над
людьми. Богословский постулат знака тройного девства Марии стал
соотнесен с солярным циклом дня, имеющего значение оберега и условия
плодородия. Последнее условие выражали и дождевые облака на мафории,
свидетельствующие о реликтовом отражении в семантике образа Богоматери
функций раннеземледельческой Богини неба, считающейся подательницей
дождей. Знаки же семян и первых всходов на хитоне младенца свойственны
для культовой практики и изображений умирающих и воскресающих Богов.
Знаки дождевых облаков и семян, ростков выражали идею орошения,
плодородия. Все это было не только необходимой почвой для внедрения в
структуру мафория надписи-моления, но и являлось гарантом его
исполнения.
Большинство известных икон Богоматери "О всепетая
Мати" имет старообрядческое происхождение и выполнены в традиционном
иконописном стиле.