14
января в 2012 году Православная Церковь торжественно отмечает праздник
Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по
ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был
обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом
Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом
святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель). Само
наречение этого имени является знамением величайшего служения
вочеловечившегося Сына Божия, »ибо Он спасет людей Своих от грехов их»
(Мф. 1, 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз
Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от
первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое
установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив
Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за
прародительское преслушание: »се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех
роди мя мати моя» (Пс. 50, 7).
Господь, будучи во всем подобен
нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и
Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный
Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное
грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: »Не нарушить закон
пришел Я, но исполнить». Святитель Димитрий Ростовский писал: »В
обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в
рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ
грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех». Проповедь священника Михаила Немнонова
Мы
совершаем сегодня сразу два праздника, но оба они — о Едином. Обрезание
Господне говорит нам об истинном человечестве Иисуса Христа, о Его
человеческом теле и всей нашей природе, Им воспринятой. Святой Василий
Великий, земная жизнь которого закончилась именно в этот святой день,
напоминает нам о Божестве Христа — о том, что Христос всегда был и есть
Один из Святой Троицы.
В песнопениях, посвященных святому
Василию, мы слышали вчера за всенощным бдением, что он богатством
добродетели все плотское мудрование подчинил Духу, возненавидев плоть и
мир и миродержца, что он душевные страсти, вкупе же и телесные отсек
духовным мечем и желанием любомудрия обрезал покрывало своей души. Но
хотя святитель Василий был великим подвижником и аскетом, главным делом
его жизни была борьба за православное учение о Единой Божественной
Природе в Трех Лицах, или Ипостасях Святой Троицы.
Много было в
то время людей неправомыслящих, сильны они были в этом мире, и святой
Василий не только сам сумел избежать заблуждения, что удалось не всем,
но и провел этим узким путем свою паству, и помог уже пошатнувшимся в
вере снова встать на верный путь. Апостол Павел пишет к Ефесянам:
Преклоняю колена мои пред Отцем Господа Иисуса Христа… да даст вам…
верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и
утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта, и
долгота, и глубина, и высота (Ефес. 3, 14-18). На святом Василии Великом
эти слова исполнились в полной мере, потому что он умел быть чутким ко
всему, что несет нам Божественное Откровение. Никто
еще не обрезал душевные и телесные страсти без живой веры в Христа —
Бога и Человека. Не имеет спасительной веры тот, кто признает во Христе
только Человека и отрицает Его Божество. Но такой веры не имеет и тот,
кто верит в Христа, как в Бога, и не видит в Нем Человека.
Христос
принимает обрезание именно как Человек. Евангельское повествование об
этом событии немногословно: По прошествии восьми дней после Рождества,
когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное
Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Напомню, что Иисус в переводе с
еврейского значит Бог спасает. И обрезание Он принял также нашего ради
спасения. Прежде всего, чтобы исполнить данный Им же Закон и показать
нам через это, что и мы должны исполнять все, что Он нам заповедал. И,
во-вторых, Он снова показал нам, что Его плоть — это плоть человека, что
Он — не призрак, не Дух бесплотный, не видение в образе человека, а Сам
Человек. Чтобы
мы не забыли о другой стороне дела, в 12 лет от роду Он напоминает о
Своем Божестве. В Евангелии говорится, что после праздника Пасхи Он
остался в храме, и Иосиф с Божией Матерью не заметили этого. Через три
дня они вернулись в храм и нашли Его, сидящего посреди учителей,
слушающего их и спрашивающего их; и все слушавшие Его дивились разуму и
ответам Его. И Он говорит Своей Матери: Зачем было вам искать Меня? Или
вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? И
дальше Он снова пошел с ними домой, в Назарет, и там, как Человек, был в
повиновении у них. Христос
показал нам Свое человечество и Свое Божество и во многих других
случаях. Точнее всех говорит об этом святой Лев Великий. Он указывает,
что свойства той и другой природы соединились во Христе таким образом,
что каждая действовала, как ей свойственно, но при этом «Один и Тот же
есть истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий. Что рождается плоть, —
этим обнаруживается человеческая природа; что рождает Дева, — это
доказывает божественное могущество. Смиренные
пелены показывают младенчество дитяти; лики ангелов возвещают величие
Всевышнего. Алкать, жаждать, утомляться и спать, очевидно, свойственно
человеку. Но пять тысяч человек насытить пятью хлебами, но самарянке
подать воду живую, но ходить непогружающимися стопами по поверхности
моря, но заставить улечься вздымающиеся волны, запретить буре, — без
сомнения, свойственно Богу. И…, как не одной и той же природе
свойственно плакать от чувства жалости об умершем друге и властным
словом вызвать его опять к жизни из четверодневного гроба, или висеть на
дереве и, обратив свет в ночь, заставить содрогнуться все стихии, — Так
не одной и той же природе свойственно говорить: Я и Отец одно, и
говорить: Отец Мой больше Меня.» Вот
о чем напоминает нам праздник Обрезания. И мы, идя вслед за Христом и
обращаясь к нашим святым, как и они, обрежем духовным мечем свои
душевные и телесные страсти, прежде всего — нашу самость, гордыню и
себялюбие, от которых берут начало и прочие. Только тогда мы сможем
уразуметь, как пишет апостол, превосходящую разумение любовь Христову и
исполниться полнотою Божией (Ефес. 3, 19). Господь всех претерпел
обрезание, чтобы обрезать наши грехи. Потерпим и мы болезненное чувство
от расставания с грехами, чтобы быть с Господом. Аминь.http://www.pravmir.ru/obrezanie-gospodne/