РАСПОЛОЖЕНИЕ ИКОН В ДОМЕ Дом
христианина традиционно называется домашней церковью и освящен святыми
иконами. Так было в боярских палатах, царских дворцах и крестьянских
избах. На молитву как раньше, так и сейчас, мы встаем лицом на восток,
откуда поднимается солнце и ожидается второе пришествие Христово.
Поэтому красный угол, где располагают иконы должен находиться в
восточном или юго-восточном углу. Если же дом стоит иначе, то иконы
располагаются с ориентиром на ближайшую церковь. В современных городских
условиях иконы могут располагаться на стене, но сориентированы должны
быть также или на восток, или на ближайшую церковь. К домашним
иконам православный обращается не один раз в день. Здесь испрашивается
Божие благословение и помощь на каждое, вновь начинаемое дело, перед
дорогой (уходом из дома), приходе домой, при принятии каких-либо
решений. Здесь душа христианина черпает духовную силу. Поэтому
недопустимо относиться к месту
расположения икон
пренебрежительно и легкомысленно. Иконы должны быть обязательно в
киотах. Киоты изготавливаются из благородных пород дерева. Они могут
быть резные и золоченные. Благочестивые христиане устраивают киоты на 2,
3 и более икон. В народе их называют домашними иконостасами. В
современной суетной жизни не все часто могут посещать Храм. Верующий же
человек нуждается в ежедневной молитве, которая постоянно творится в
Церкви и, если в доме есть иконы, то через них в дом изливается
благодать, поскольку каждый православный является неотъемлемой частью
Церкви. Нужно помнить, однако, что при подлинной глубокой молитве
человек получает помощь от любого святого, к которому расположена душа
молящегося. Поскольку в доме невозможно иметь набор всех икон на все
случаи жизни, необходимо слушаться своего сердца и выбирать для себя те
святые образы, в каких ощущает особую потребность наша душа. Даже одна
икона освящает и делает всякое жилище домашним Храмом. Где располагать иконы в доме? В свободном и доступном месте. Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни. Конечно,
иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток
как богословское понятие имеет особое значение в Православии. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2,8). Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога (Вар. 4, 36). И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку (Иез. 11, 1). ...ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27). Но
как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся
окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или
западную стены жилища. Главное, чтобы перед иконами было достаточно
свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при
совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно
использовать складной переносной аналой. Выбирая место для домашнего
иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором,
магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат
нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует
предназначению священных изображений и соединять их вместе, по
возможности, не следует. Правда, здесь могут быть исключения.
Например, в редакционных отделах православных издательств вполне
допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник
работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит
подтверждением того, что эта техника используется для распространения
Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит
проводником Божией воли. Нельзя допускать смешения икон с предметами
декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из
различных материалов и т. п. Неуместно помещать икону на книжную
полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего
общего с православными истинам, или даже противоположно христианской
проповеди любви и милосердия. Совершенно недопустимо соседство икон с
плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии
кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических
деятелей. Это не только низводит значение почитания священных
изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд
с идолами современного мира. ...воздайте Господу славу имени Его.
Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии
святыни Его (1 Пар. 16, 29) – так говорится в Священном Писании о
должном отношении к святыне, посвященной Господу. Украшением
домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие
иконы, часто, согласно традиции, обрамлят полотенцами. Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование. Согласно
Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом
для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся
чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот
плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу.
Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а
Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над
городскими вратами. День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944
году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29
августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или
«полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали
домотконные полотна и полотенца. Полотенца эти были украшены богатой
вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли
полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных
молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда
священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица
особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол. После
празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки
освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего
Вербного воскресения. В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято
украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь
процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа. Не должно быть
между иконами картин или репродукций картин. Картина, даже если она
имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу»
Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не
каноническая икона. Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?
В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничится лишь некоторыми основными правилами. Например,
если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной
композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их
размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от
молитвы. Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не
помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой
Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть
справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом
иконостасе). При подборе икон следите за тем, чтобы они были,
единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не
допускать многообразия стилей.
Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?
Такую
икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто
выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид,
всегда нужно относиться с благоговением. Раньше с ветхими иконами
поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую
икону хранили в божнице по зади других икон, а если краски с иконы
совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки. В
наше время этого делать, конечно не стоит; обветшавшую икону необходимо
отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой
возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в
месте, которое не будет осквернено: например на кладбище или под деревом
в саду. Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать. Лики,
смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им
молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего –
всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к
покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой. Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его. http://www.pokrovgorod.ru/osn55.htm