Рассуждения и вера Святитель
Иоанн Златоуст говорит: «Вера есть как бы крепкий жезл и безопасная
пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в
великой тишине». Однако тот же вселенский учитель предупреждает: «Не
станем считать одну веру достаточною нам для спасения, но будем
заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы и то и
другое способствовало нам к достижению совершенства». Святые отцы
настойчиво подчеркивают, что христианин должен иметь духовно
просвещенный разум. Без него могут быть опасные ошибки.
Преподобный Антоний Великий считал именно рассуждение главной добродетелью христианина:
«Рассуждение
есть око души и ее светильник, как глаз есть светильник тела; так что
если это око светло будет, то и все тело (наших деяний) светло будет,
если же око сие темно будет, то и все тело темно будет, как сказал
Господь в святом Евангелии (см.: Мф. 6: 22–23). Рассуждением человек
разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые
удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает и уничтожает все
направленные против него козни врага, верно различая, что хорошо и что
худо».