Тропарь, гл.1. В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Кондак, гл.2. В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную. Величание. Величаем Тя, пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.
Успение Пресвятой Богородицы
Для Богородицы, как сон Соделал смерть Христос. И, душу Он, приняв Её На Небеса унёс!
Но не оставила Она Людей, даря ответ В апостольские времена, Что смерти в жизни – нет!
Она над миром и сейчас Сияет, словно сень. И больше радости для нас, Чем грусти в этот день!
Дни
памяти христианских святых – как правило, дни окончания их земной
жизни. Среди них исключительное место занимает день расставания с жизнью
Девы Марии. Отсюда и двоякая тональность праздника: понятная
человеческая скорбь сочетается с радостной уверенностью в том, что
смерти как уничтожения и небытия просто не существует. На это указывает и
славянское название: "Успение" – это просто "Сон", за которым следует
пробуждение и слава.
О земной жизни Девы Марии известно мало:
канонические Евангелия говорят о Ней только в связи с Ее Сыном.
Известно, что умирающий Христос просил Ее усыновить Своего любимого
ученика – св. Иоанна Богослова. Наконец, Книга Деяний Апостольских
говорит о Ее пребывании среди апостолов в еврейский праздник
Пятидесятницы, ставший для нас Днем Святой Троицы. (Вспомним
великолепные полотна Эль Греко и других мастеров.) Последующая жизнь
Богоматери описана только в апокрифических источниках, не вошедших в
Библию и не имеющих догматического авторитета.
Одно из преданий
свидетельствует об участии Марии в распределении между апостолами
земель, куда им надлежало отправиться для проповеди. По жребию Ей выпала
Иверия (Грузия), с которой Она впоследствии оказалась таинственно
связана через Иверскую икону Божией Матери. Но ангел указал Ей иной путь
– на Афон (северо-восток Греции), и эта Святая гора стала позднее
мировым центром православного монашества, местом особого почитания
Богоматери.
По другому, исторически более достоверному, преданию,
Дева Мария тихо жила в доме Своего названного сына, апостола Иоанна
Богослова, – в Иерусалиме и Эфесе (на западном побережье Малой Азии),
деля время между молитвами и трудами рукоделия, и посещала места,
относящиеся к земной жизни рано ушедшего от нее Сына.
События
последних дней, непосредственно связанные с Успением Богоматери,
символически воспроизводят важнейшие моменты Ее жизни. Новым
Благовещением становится возвещение архангела Гавриила о близкой
кончине, а принятие Марии вместе с телом в "небесную славу" – новым
Введением во Храм. Как некогда Богоматерь держала на руках младенца
Христа, так теперь Ее Сын, спустившийся с небес к смертному одру,
принимает на Свои руки маленькую и хрупкую душу Марии, родившуюся в
новую жизнь. Такой, в виде спеленатого младенца, изображается Ее душа на
православных иконах праздника.
Вскоре наступает кульминация:
разлученная с телом душа Богоматери вновь чудесно с ним воссоединяется, и
следует уход воскресшего тела в потусторонний мир. Апостолы,
собравшиеся в Иерусалим для Ее погребения со всех концов Вселенной,
раскрыли на третий день гробницу для запоздавшего апостола Фомы. И этот
апостол, некогда усомнившийся в Воскресении Христа, теперь сам возвестил
товарищам о воскрешении Его Матери: желая поклониться телу Марии, он
нашел в пещере одни лишь погребальные пелены. Успение Богородицы
Утром летним, дождливым, ранним-то, Видишь, ангелы делом заняты -
Время
Успения Девы Марии неизвестно. Очевидно лишь, что оно последовало до
первых гонений на христиан, развязанных безумным императором Нероном в
64 году. Древнехристианская традиция указывает гробницы Девы Марии, Ее
родителей Иоакима и Анны, а также Иосифа Обручника в Гефсиманском саду, в
восточной части Иерусалима.
Представление о телесном вознесении
Богоматери на Небо разделяют христиане и Православной, и Католической
Церквей. Отсутствующий в Православии торжественный момент увенчания
(коронования) Девы Марии как "Царицы Небесной" Иисусом Христом –
излюбленный сюжет западной религиозной живописи, хорошо знакомый
посетителем Эрмитажа. Успению Богоматери посвящены многие храмы Востока и
Запада, в том числе ранее главный приходской храм Руси – Успенский
собор Московского Кремля. Название праздника отразилось также в одной из
самых распространенных на Руси "священнических" фамилий – Успенские.
Символично,
что Успение – последний "двунадесятый" праздник православного
церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю). А первым
общехристианским праздником Нового года станет Рождество Богоматери (21
сентября н. ст.).
Литература: Скабалланович М. Успение Пресвятой
Богородицы. Киев, 2004; Рашковский Е. Б. "С высоты Востока...". М.,
1993, с.71-77.
(Отрывок) ... И над этим царством света, Царством мира и привета, Царством чудных сил, Бог вознес Отроковицу И навеки, как Царице, Царство то вручил. И облек Ее в порфиру, Превознес превыше мира Ангельских умов. И нам, грешным и гонимым, От мятежных сил боримым, Даровал в покров! О, Заступница благая! Зришь Ты, Дева Пресвятая, Скорбь моей души. Даруй слезы умиленья, Сердцу – чувство сокрушенья И страстей моих волненье, Бурю утиши...