Богу свойственно быть невидимым, но познаваемым из дел.
Святитель Афанасий Великий
Что есть вера? Вера — это особое искусство жизни с Богом.
Искусство веры открывается тем, кто всем своим существом доверился Слову
Божию и живой верой усвоил его себе как Божию силу во спасение.
(Рим.1,16)
Верить в Бога — значит признать Его существование, значит доверять Ему,
быть готовым следовать Его заповедям в собственной жизни, и в этом —
быть последовательным, сохранять верность сознательно избранному пути.
Не случайно
в апостольских посланиях сказано, что вера без дел мертва.
Премудрость сотворения мира заключается в том, что все созданное
обращено к Создателю, все является таинственным свидетельством,
иносказанием, притчей о Святой Живоначальной Троице, создавшей мир.
Вера в Единого Бога Троицу отличает Христианство от всех других религий,
исповедующих Единобожие. Бог един по Существу, но троичен в лицах:
Отец, Сын и Святой Дух. Все Три лица Пресвятой Троицы совершенно равного
Божеского достоинства. Однако не три Бога, а Один Бог. Святые отцы для
того, чтобы как-то приблизить учение к восприятию человека, пользовались
разными аналогиями.
Святитель Василий Великий самой
совершенной из аналогий считал радугу, потому что один и тот же свет и
непрерывен в самом себе и многоцветен. И в многоцветности открывается
единый лик — нет середины и перехода между цветами. Не видно, где
разграничиваются лучи. Мы ясно видим различие, но не можем измерить
расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый.
В книге Бытия указывается, что человек в самом создании своем наделен
образом и подобием Божиим. Бог, желая создать Адама, сказал: "Сотворим
человека по образу Нашему и по подобию..." Бог обращается к Своему
Единородному Сыну и Святому Духу. После сотворения человека Бог сказал:
"Вот, Адам стал, как один из Нас". Если бы Божество было односоставным,
то Бог сказал бы: "Вот,
Адам стал, как Я".
В Книге Бытия пишется: "И явился Аврааму Бог. Авраам возвел очи свои и
взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Он побежал навстречу им и
поклонился до земли, и сказал: Владыка, если я обрел благодать пред
очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего". Авраам увидел в образе трех
мужей Святую Троицу.
Видя Троих, Авраам обращался к Одному, и этим он объявил единство
Божества; ибо Бог един по Естеству и троичен в Лицах. Троица Святая
неизобразима в своем существе, и если Церковь и имеет, и чтит
изображение Святой Троицы, то изображение это никак нельзя почитать как
изображение существа Божия, и нельзя это изображение рассматривать как
изображение естества Божия, но следует относиться к этой иконе как к
символическому изображению.
Дух Святой сошествием Своим исполняет Церковь славой Пресвятой Троицы, и
слава эта становится для Церкви ее дыханием, ее светом, ее славой. Вся
полнота и многообразие дарований, данных Духом Святым в Пятидесятнице,
сопрягается в единство силой Троического действия. Вся жизнь и устроение
Церкви печатлеется Святой Троицей и в Ее образе зреет и созидается
непреходящим и неземным устроением.
Велики и сладостны плоды Святого Духа. Мир, тишина, необыкновенная
сладость, необыкновенная радость, теплота и благовоние. Как легка и
радостна жизнь со Духом Святым. И каждый в ней может пребывать и
радоваться. Стяжанию Святого Духа должна быть посвящена вся наша жизнь.
Святой Василий Великий в Шестодневе говорит: "Мир есть художественное
произведение, подлежащее созерцанию всякого, так что через него
познается премудрость его Творца... " И далее: "Прославим наилучшего
Художника, прещедро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого
уразумеем Превосходящего всех красотою. И целый мир, состоящий из
разнородных частей, связал Он (Бог) каким-то неразрывным союзом любви в
единое общение и в одну гармонию".
Самое совершенное и великое дело, которого только может желать и
достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с
Ним.
Преподобный Никодим Святогорец
|