Тропарь, глас 4 Вознеслся
еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием
Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий,
Избавитель мира. Кондак, глас 6 Еже
о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся
еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая
неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение.
БЕСЕДА О ПРАЗДНИКЕ Вознесение
Господа нашего на небо совершилось в сороковой день после Его
воскресения - Пасхи. В продолжении времени от воскресения Своего до
вознесения на небо Господь не находился уже по-прежнему постоянно с
учениками Своими, а только время от времени являлся им. Во время этих
явлений Своих Он прежде уверял учеников в Своем воскресении для чего
неоднократно вкушал с ними пищу, - "ядый с ними и пияй и тем
известнейшее воскресение Свое представляя" (Синаксарь), а потом
преподавал им наставления о предстоящем устройстве на земле Церкви
Своей, которая должна была образоваться из уверовавших в Него (Деян. 1,
3). При одном из таковых явлений на Гадлидейской горе находилось более
пятисот человек, апостолы и многие из верующих. Увидев Господа, они
поклонились Ему, а некоторые еще и теперь усомнились, точно ли это - Он.
Господь, приблизившись, сказал: Мне дана всякая власть на небеси и на
земли. Итак идите, научите вей народы, крестя их во имя Отца и Сына и
Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам, а Я невидимо
буду с вами во вся дни до скончания века (Мф. 28, 17-20). В
сороковой день Господь явился ученикам Своим, когда все они с Пречистою
Его Матерью и другими женами находились, без сомнения, по Его же
предварительному наставлению, в Иерусалиме. Здесь в последний раз
Господь беседовал с возлюбленными учениками Своими, - в последний раз
снова заповедовал им идти во весь мир для евангельской проповеди и,
повелев не отлучаться никуда из Иерусалима, до тех пор пока не получат
обещанного Утешителя - Святаго Духа, вышел с ними из Иерусалима к
Вифании. При последних словах св. Апостолы, все еще не свободные от
мыслей о земном царствовании Иисуса Христа, вопросили Его: Господи! Не в
сие ли время восстановишь Ты царство Израилево? Господь ответил им на
это: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец предоставил
Своей власти. Но вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и
будете Моими свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже
до последних (стран) земли (Деян. 1, 6-8). Взошедши
на вершину горы Елеонской, Господь воздвиг (поднял вверх) руки Свои и
начал благословлять учеников и, вот - в это самое время, когда
благословлял их, начал Он выше и выше подниматься от земли и восходить к
небу, пока светлое облако не сокрыло совершенно божественного Учителя
от взоров возлюбленных учеников Его. Господь вознесся на небо и воссел
одесную Бога Отца Своего. Святые Апостолы в недоумении и страхе все еще
искали взорами своими сокрывшегося от них в небесной высоте своего
Учителя и Господа, как вдруг явились пред ними два мужа в светлых
одеждах и сказали им: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на
небе? Сей Иисус, вознесшейся от вас на небо, некогда придет опять на
землю таким же образом, как вы видели восходящим Его на небо (Деян. 1,
8-14). Святые апостолы, утешенные словами небесных вестников (это были
ангелы), возвратились во Иерусалим с великою радостию, и пребывали
непрестанно в молитве и славословии Бога, ожидая обещанного Утешителя,
Святаго Духа. Вознесение
Господа на небо святая церковь называет исполнением смотрения Его же о
нас, т.е. последним действием Его в совершении нашего спасения, через
которое земное соединено с небесным. Это означает следующее. Своими
страданиями и крестною смертию Господь удовлетворил правде Божией за
грехи наши. Своим воскресением разрушил царство смерти я диавола и
воскресил нас с Собою, - Своим вознесением на небо отверз всем нам вход в
Рай, Сам предстал предтечею о нас перед лицом Отца Небеснаго и
представил Ему в Своем лице человека искупленного и возстановленного
(Евр. 6, 20; 9, 24), сподобил прославленное естество наше чести превыше
херувимов и серафимов - пребывать с ним одесную Своего Отца. "Сего дня, -
говорит блаженный Августин в слове на вознесение Господне, - воссиял
для нас святой и торжественный день Вознесения Господа нашего Иисуса
Христа. Возрадуемся я возвеселимся. Христос снизошел во гроб, отверзлась
преисподняя; Христос взошел на небо, прославились горняя. Воскресение
Господа есть наша надежда. Его вознесение есть наше прославление. Земное
тело взято на небеса, кости, недавно заключенные в тесном гробе,
вознесены сонмом ангелов. Смертная природа пересажена в недра
бессмертия. Итак Господь и Спаситель наш Иисус Христос прежде был на
кресте, а ныне восседает одесную Отца. Когда был на кресте, дал за нас
цену искупления; когда вознесся, привлек Себе то, что приобрел". "Ныне -
в день вознесения, - по словам святого Иоанна Златоустого, - род
человеческий примирен совершенно с Богом, древняя брань и вражда
истреблены, и мы, которые недостойны жить и на земле, вознесены на небо.
Ныне наследуем царство небесное мы, которые не стоим и земного,
восходим на небо, наследуем престол Царя и Владыки, и естество
человеческое, которому херувим возбранял вход в рай, вознесено теперь
превыше всякаго херувима. Иду приготовить Вам место говорил Сам Господь
ученикам Своим, предсказывая им о Своем восшествии на небо, и когда
пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и
вы были там, где - Я (Иоан. 14, 23). В.А. Бакшев. Вознесение Господне
По
этим величайшим последствиям вознесения Господа на небо в божественном
домостроительстве спасения людей день вознесения Господня от самых
времен святых Апостолов составляет для всех христиан предмет
благоговейного, торжественного празднования, и вместе с тем представляет
для всех нас неисчерпаемый источник радости и утешения. Для нас
отверсто вознесением на небо и уготованы там Господом райские обители.
В.А. Бакшев. Вознесение Господне. Фрагмент росписи юго-восточного паруса Храма Христа Спасителя Сам
Он, Спаситель наш, восседая на престоле со Отцем Своим, всегда
ходатайствует за нас, чтобы до конца спасти приходящих чрез Него к Богу.
Нам остается только помнить всегда, что истинное житие наше есть на
небесах со Христом (Филип. 3,20), что настоящая земная жизнь только
приготовление к той будущей небесной жизни и, что поэтому вся наша
забота должна состоять в том, чтобы правильной жизнью и добрыми
богоугодными делами соделать себя во время земной своей жизни достойными
царствования вместе со Спасителем своим. Праздник Вознесения Господня с предпраднеством и попраднеством продолжается 9 дней.
Вслушайтесь в молитвы Церкви, когда будете в храме в великий праздник Вознесения Господня и помолитесь от души и с умилением: "Восшел на небеса, от онудуже сошел еси, не остави нас сирых, Господи: да придет Твой Дух, нося мир мирови". "Вознесыйся во славе, Христе Боже, помилуй нас".